English  Русский 
Валюта:
     
     
    Версия для печати Версия для печати

    А.Потапов, С.Дорофеев "Русский питейный обычай"

     
     
    Голосов: 108
    Оценить
    250.00 руб.
    Артикул:  978-5-94494-067-4
    На складе: да
    Кол-во:  

    (выходит в свет в рамках программы "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ" при поддержке фонда "ЭКО - ПЛАНЕТА")

    Предисловие к первому изданию

     

    Книга Алексея Потапова и Сергея Дорофеева «Русский питейный обычай» посвящена развитию хмельного дела на Руси со Средневековья и до наших дней. Ее авторы в большей степени практики-технологи по изготовлению алкогольных напитков, чем знатоки-теоретики, поэтому некоторые их утверждения и построения по части истории и самого происхождения древнего хмельного обычая мне представляются спорными. Я, например, полагаю, что опьяняющий напиток на основе мёда, скорее всего, старше пива. Он появляется в эпоху преобладания собирательского и охотничьего уклада. Уже перезревшие плоды, какое-то время повисев на дереве под действием солнца, могли служить нашим предкам первым средством опьянения. Источником мёда были дикие пчёлы, приготовление же его не обязательно требует огня (!). А вот пиво – напиток, вероятно, уже земледельцев, которые сеяли зерно, а потом из него варили хмельное. Или, например, я склонен полагать, что «зелено вино» – это всего лишь молодое вино, а не водка… и т.д.

    Но эти и другие разногласия гасит, а прочие мелкие недочёты возмещает собой рецептурная часть текста книги, содержащая полезные рекомендации по изготовлению и вкушению хмельных напитков. Книга «Русский питейный обычай» написана понятным и простым языком. Она содержит немало интересных сведений по технологии изготовления хмельных напитков, в основном доступной и широкому кругу потребителей. Правда, авторы не вдаются в осмысление того печального факта, что при полном огосударствлении производства хмельных напитков, то есть при нарушении обычая их календарного употребления, питие, как священная традиция, в современных условиях почти полностью утрачивает свой архаичный смысл. Вполне очевидно,  что обрядовое «выпивание» не есть обыденное питие. Но писать об этом – задача отдельного издания. В книге эта тема затрагивается вскользь.

    Я-то водки не пью вообще. И более 20-ти лет не употребляю пива «из магазина» и в разлив. Более того, на фоне разнузданной пивной рекламной кампании на телевидении и в виде огромных щитов на улицах Москвы испытываю нехорошие ощущения при одной мысли о том, что кто-то покупает это пойло и называет его «пивом».

    Вместе с тем мне представляется заманчивой идея – довериться авторам, если они мне нальют чего-нибудь такого – домашнего. Химик по образованию, я склонен рассматривать приготовление хмельного напитка собственными руками не как «производство», а как одно из традиционных народных искусств. И поскольку пить «горячительного», безусловно, надо меньше и, желательно, только в тех случаях, когда выпить просто необходимо по русскому обычаю – за хмельным следует обращаться не к ремесленнику, а к мастеру.

    В самом деле, при чтении отдельных страниц этого произведения просто «слюнки текли», и если бы не опыт длительного воздержания, я бы точно заглянул в холодильник в поисках ингредиентов и рискнул приготовить напиток по одному из рецептов. Но усилием воли я заставлял себя не отвлекаться от текста и руководствоваться в первую очередь, так сказать, «чисто этнографическим интересом», чего и всем читателям желаю.

     

    Дмитрий Гаврилов

     

    Есть вопросы?

    Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.

    Имя:

    Email

    Пожалуйста, сформулируйте Ваши вопросы относительно А.Потапов, С.Дорофеев "Русский питейный обычай":


    Введите число, изображенное на рисунке
    code

    (пусто)
     
     
     
     
      © Интернет-магазин ООО Издательство "Ладога-100".